На прошлой неделе 90-летний житель индийской деревни был приговорен к пожизненному заключению за убийство 10 человек в результате кастового преступления, совершенного 42 года назад. Семьи жертв говорят, что решение суда вынесено слишком поздно, чтобы иметь какое-либо значение для них, а эксперты по правовым вопросам говорят, что «задержка правосудия равносильна отказу от правосудия»
Вечер 30 декабря 1981 года запечатлелся в памяти старейших жителей деревни Садхупур в северном штате Уттар-Прадеш.
«Группа мужчин вошла на территорию моего дома около 18:30 и открыла огонь», — говорит Премвати. Она не уверена в своем возрасте, но считает, что ей около 75 лет.
«Они меня ни о чем не спрашивали, просто начали стрелять в нас», — говорит она, добавляя, что через несколько минут трое ее детей — сыновья 10 и 8 лет и 14-летняя дочь — лежали мертвыми вокруг нее.
Фотографам и операторам, посетившим деревню после решения суда, Премвати показала свою правую ногу, где она получила пулевое ранение. Рана зажила, но шрам остался.
Ее дети были среди 10 членов общины далитов (бывших неприкасаемых), убитых в тот вечер. Премвати была среди двух женщин, которые получили ранения.
В минувшую среду судья Харвир Сингх окружного суда города Фирозабад приговорил к пожизненному заключению единственного оставшегося в живых обвиняемого Гангу Даяла, члена касты Ядав. Даялу также было приказано выплатить штраф в размере 55 000 рупий (668 долларов) — если он не заплатит, ему придется провести в тюрьме еще 13 месяцев.
В приговоре отмечалось, что девять из десяти обвиняемых скончались в ходе судебного разбирательства. Адвокат Раджив Упадхьяй, представлявший правительство в суде, сказал, что многие из свидетелей обвинения и защиты также умерли за это время.
Поскольку между преступлением и наказанием прошло более четырех десятилетий, контуры дела стали довольно размытыми.
Премвати и другие жители деревни далитов настаивают на том, что их семьи ни с кем не враждовали. Но г-н Упадхьяй сказал, что, по его мнению, отношения между кастами испортились после того, как некоторые далиты пожаловались на продовольственный магазин, принадлежащий представителю касты ядавов, и это привело к насилию.
В то время это преступление попало в заголовки газет, и жители деревни сказали, что их посетили тогдашний премьер-министр Индира Ганди и главный министр штата Вишванат Пратап Сингх, которые пообещали им справедливость.
Старший лидер оппозиционной партии Бхаратия Джаната Атал Бихари Ваджпаи, который позже занимал пост премьер-министра Индии, отправился в деревню в знак протеста против убийств.
«Он сказал, что не может вернуть к жизни наших погибших, но пообещал помочь нам добиться справедливости», — сказал Премвати, добавив, что жители села узнали о приговоре от журналистов, которые пришли спросить их реакцию на приговор суда.
«Только Бог знает, справедливо ли это», — сказала она им.
Махарадж Сингх, гораздо более молодой сосед Премвати, который также потерял членов семьи и вырос, слушая рассказы о «резне того вечера», сказал: «Мы благодарны за то, что наконец-то добились справедливости, но она пришла не вовремя. Мы были бы счастливее, если бы получили правосудие вовремя»
«Судам понадобилось 42 года, чтобы вершить правосудие. Если бы обвинительный приговор был вынесен за пять-шесть лет, то наши старики умерли бы спокойно», — добавил он.
Г-н Упадхьяй говорит, что рассмотрение дела заняло так много времени, потому что на момент убийства деревня, где произошло преступление, входила в состав района под названием Майнпури. Но в 1989 году он вошел в состав новообразованного Фирозабадского района.
Дело было забыто в Майнпури до 2001 года, когда оно было передано в суд Фирозабада по приказу Верховного суда Аллахабада.По словам г-на Упадхьяя, слушания начались только в 2021 году в рамках программы правительства по устранению накопившихся дел в судах и закрытию старых дел в срочном порядке.
Адвокат Акшат Баджпай говорит, что «государство несет ответственность за своевременное отправление правосудия, особенно в отношении таких людей, как Премвати, поскольку они являются далитами, которые являются одними из самых маргинализированных людей» в стране.
Это не единственное судебное дело, рассмотрение которого заняло так много времени. Индийское уголовное правосудие известно своей запоздалостью, и многие граждане говорят, что их возмущает тот факт, что судебные дела часто длятся годами, даже десятилетиями.
Это привело к огромному количеству нерешенных дел. В феврале правительство проинформировало парламент о том, что в индийских судах находится почти 50 миллионов дел, находящихся на рассмотрении.
М. А. Рашид, эксперт по индийскому уголовному праву и основатель веб-сайта Live Law, говорит, что самой большой причиной задержки является нехватка достаточного количества судей.
«Соотношение судей и людей в Индии очень низкое, а нагрузка на одного судью огромна. Поэтому судебные процессы занимают много времени».
Г-н Рашид также винит в этом «архаичные процедуры», которые отнимают много времени и задерживают допрос свидетелей — например, судья все еще должен записывать показания от руки, несмотря на появление технологий.
По его словам, апелляции в высоком суде обычно занимают не менее пяти-десяти лет, прежде чем они будут вынесены на окончательное слушание, а затем столько же лет в Верховном суде.
«Поэтому случаи, когда осужденных оправдывают через 20 или 30 лет на апелляционной стадии, также не редкость в Индии», — добавляет он.